Страница обновлена 19.05.2020

Уважаемые гости нашего сайта!

На этой страничке Вы можете ознакомиться с рекомендациями педагогов логопедической группы № 11.


Тема недели: «Скоро лето» ( 18-22 мая). 

Уважаемые родители!

Закрепить представления о времени года лето, явлениях природы, особенностях летнего периода вам помогут следующие задания: обратите внимание ребёнка на особенности летнего периода.

Какие изменения происходят на небе на земле, в воде. В растительном мире, изменения травы цветов, деревьев. Меняется ли поведение животных, насекомых, птиц. Сезонная одежда и обувь. Чем занимаются люди в огороде, в сельском хозяйстве? Сезонные игры детей, отдых взрослых.

Примерный словарь

Слова-предметы:

Лето, солнце; ветерок, гроза, радуга, роса; запах, цветы, ягода, гриб, хлеб, урожай.
Утро, день; жара, засуха, осадки, ливень, гром, град, молния; заря, закат; сенокос, коса, грабли, косилка, зерно; рыбалка, рыбак; купание, загар.
Год, сезон, месяц, сутки, июнь, июль, август; зной, солнцепёк, прохлада; отпуск, отдых, поход, пляж; жатва, созревание, сноп, косец, хлебороб.
Слова-признаки : жаркое, знойное, летний, долгожданный, солнечный, ягодный прохладный ясный, красочный наливной, ароматный, душистый, ласковый .

Слова-действия:

отдыхать, загорать, купаться, ловить, пахнуть, собирать, созревать, пригревать, путешествовать, нырять, плавать, наливаться, колоситься, жать, сохнуть вянуть, убирать, косит,сеять, бгагоухать

Наречия: Рано, поздно, жарко, облачно, красочно, ясно, солнечно, дождливо, сухо, ярко, ароматно, прекрасно.

Летние месяцы: июнь, июль, август.

Совершенствованию грамматического строя речи вам помогут следующие задания:

1. Подбери признаки (не менее трех признаков): дождь, день.(какой?) – … лето, солнце (какое?)-…..погода, одежда (какая?)-…,

2. Подбери действия (не менее трех действий):
(что делает?)-..., солнце-.., дождь-...

3. Упражнение «1- много» цветок-.., пляж-…, гриб-…,коса-…, рыбак-….,

4. Упражнение «Есть -нет» цветок, ягода, плоды, урожай, отдых

5. Согласование числительных с существительными: одна клумба, грядка -…., две-…, три….-, пять…-; гриб, корзина, ведро…- и.тд.
Красные помидоры -..., корзинка грибов-...., душистый букет цветов-..., и т. д.

6. Cпряжение словосочетаний в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Одыхать на пляже-...., купаться в теплом озере-...., собирать грибы-...., варить малиновове варенье-..., и т. д.

7. Упражнение «Скажи наоборот» (слова-антонимы)
тепло-.., сухо-..., грязно-.., пасмурно-..., день-..., утро-..., вянет-..., быстро-..., и т.д.

8. Упражнение «Объясни словечко»: ненастье, урожай, закат, солнцепек, хлебороб, сенокос.

9. Упражнение «Почему это?»
Составьте предложения с союзом «потому что» :
Почему все расцвело?,
Почему косят траву? Почему это садовые, луговые цветы?

10. Назовите летние месяцы.


Тема недели: «Наш край. Наша улица» ( 12-15 мая). 

Беседа: рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего Края, чем он богат?;

  • спросите ребёнка, как называется город в котором он живёт, улица, на которой находится его дом;
  • обратите внимание ребёнка, в честь чего назван город, чем он  знаменит, расскажите о наиболее важных событиях, произошедших в нашем городе, какие достопримечательности в нём есть;
  1. «Подбери признак и действие»
  • Край (какой?) – заполярный, северный, родной, богатый,…
  • Город (какой?) – чистый, светлый, шумный, весёлый, снежный,…
  • Улица (какая?) – длинная, тихая, узкая, зелёная,…
  • Горожане (что делают?) – строят, убирают, ремонтируют, веселятся, украшают,…
  1. «Назови по образцу»
  • улица – улочканет улочки                                   город – городокнет городка                        
  • магазин – магазинчикнет магазинчика             мост – мостик нет мостика                       
  • двор – дворик нет дворика                                 адрес – адресокнет адреска
  • фонарь –фонарик – нет фонарика                       дорога –дорожка– нет дорожки
  1. «Сосчитай 2,5»
  • Один зелёный сквер               два зелёных сквера                  пять зелёных скверов
  • Одно высокое здание             два высоких здания                 пять высоких зданий
  • Одна городская аптека          две городских аптеки             пять городских аптек
  • Одна большая площадь         две большие площади             пять больших площадей
  • Одно футбольное поле          два футбольных поля             пять футбольных полей
  1. «Скажи со словом ''городской''»
  • транспорт – городской транспорт                       квартира – городская квартира   
  • дома – городские  дома                                          парк – городской парк
  • улицы – городские улицы                                       театр – городской театр
  • почта – городская почта                                        здание – городское здание
  • школа – городская школа                                       вокзал – городской  вокзал
  • жители  – городские  жители                                церковь – городская церковь
  1. Закончи предложения,  изменяя слово ШЁЛ закрепление навыков употребления приставочных глаголов
  • Саша к дому … (подошёл)                                   Мальчик через дорогу …(перешёл)
  • Он в подъезд …(зашёл)                                       По мосту …(перешёл)
  • Саша из подъезда быстро …(вышел)                 Саша до парка …(дошёл)
  • От дома …(отошёл)                                              Он вокруг дерева …(обошёл)

Наш город

  1. Родителям рекомендуется:
  • вспомнить с ребенком, как называется город, в котором он живет, улица, на которой находится его дом, назвать главную улицу города;
  • обратить внимание, в честь чего назван город, чем он знаменит, рассказать о наиболее важных событиях, произошедших в вашем городе, какие достопримечательности в нем есть;
  • рассмотреть иллюстрации, открытки и фотографии с изображением своего города;
  • повторить с ребенком домашний адрес, адрес детского сада;
  • отношение к своему городу и своей улице;
  • почему нужно знать свой адрес?;
  • кому можно говорить свой адрес, а кому нет?
  • напомнить о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
  1.  Дидактическая игра «Назови — какой» (образование сложных слов):

дом (какой?) — многоэтажный, одноэтажный, многоквартирный.

3. Дидактическая игра «Один - много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного):

один дом – много домов, одна улица… (поселок, город…).

4. Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.

  • Дом – домик, домишко, домище.
  • Город – городок, городишко, городище.

5.  Дидактическая игра «Подбери признак»:

  • улица (какая?) — тихая, шумная, узкая, широкая, зеленая
  • город (какой?) — …, дом (какой?) — …. квартира (какая?)¾…

6. Дидактическая игра «Здесь и там»

  • Здесь дом, а там дома;   здесь улица, а там  …;    здесь магазин, а там  …;
  • здесь аптека, а там  …;   здесь площадь, а там …;  здесь клумба, а там  …;

7. Упражнение в образовании множественного числа существительных

 «Сосчитай 2, 5»

Один сквер, 2 …, 5 …;      Одна улица, 2…, 5 …;    Один дом,… 2.., 5 …

    8.  Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка).

9. Учим ребенка четко произносить слова и фразы: регулировщик, тротуар, милиционер, правила дорожного движения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!


Тема недели: «9 мая – День Победы» (6-8 мая). 

1. Беседа: Есть события и даты, которые глубоко отпечатались в истории всего человечества. О них пишут книги, сочиняют стихи и музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашисткой Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин. В День Победы – 9 мая чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался в живых.

2. Расскажите детям: какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы»; о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах. Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников (дома).

3. Поиграйте с детьми:

1) Упражнение «Скажи по-другому»(учимся подбирать синонимы).

Смелый – храбрый, Отважный – …Геройский -.

2) Упражнение «Скажи наоборот» (учимся подбирать антонимы).

Смелый – трусливый. Враг -.  Мир -.

3) Учимся подбирать однокоренные слова.

Герой – геройский, героический, героизм.

Защита – защитник, защищать, защищенный.

4) Познакомить ребенка с пословицей и объясните её значение

«Мир строит, а война разрушает».

4. Закрепите пальчиковую гимнастику.

Майский праздник – (кулачок-ладошка попеременно)

День Победы, – (кулачок-ладошка попеременно)

Отмечает вся страна – (кулачок-ладошка попеременно)

Надевают наши деды – (сгибают-разгибают пальчики)

Боевые ордена. – (сгибают-разгибают пальчики)

5. Учим разгадывать загадки

6. Предложите ребенку ответить на вопросы:

- Какой праздник мы отмечаем 9 мая?В какой стране мы живём?

-Что такое государство? Родина?

-Что такое граница?

- Почему нужно охранять Родину?

- Почему День Победы отмечают 9 мая?

- Почему в этот день поздравляют ветеранов?

7. С детьми составьте рассказ на тему «9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ» (чтобы ребёнок мог его рассказать в детском саду)

Примерный план рассказа:

- Прошло много лет после этой войны, но люди помнят о героях, … Этому событию посвящено много фильмов, … (чего ещё)  Не все герои остались живы, очень многие …  Им поставлены …  В их честь горит …  К Вечному огню люди возлагают …В этот день проходит военный …

8. Расширение словарного запаса детей: война, враг, фашисты, победа, победитель, мир, герой, защитники, солдаты, офицеры, ветераны, армия, медаль, Родина, граница, военный, пограничник, летчик, моряк; бомбили, разрушали, защищали, погибали, побеждали; Великая, Отечественная, жестокая, страшная.

9. Упражнение «Один – много»

Солдат – солдаты – много солдат

Ветеран – ветераны – много ветеранов

Враг-   Танкист  -    Герой -    Награда –

10. Упражнение «Сосчитай до пяти»

Один храбрый солдат, два храбрых солдата … …. пять храбрых солдат-

Одна золотая медаль –

Один красивый обелиск –

11. Упражнение «Скажи наоборот»

Военный – мирный Водный – сухопутный

Молодой – Сильный – Умный -     Добрый -      Смелый-       Враг-           Мир –

12. Упражнение «Вставь пропущенный предлог»

Военные лётчики защищали нашу Родину … небе. Моряки воевали … врагом … море.

Танкисты сражались …танке. Пограничники охраняли нашу Родину … границе. Артиллеристы стреляли из пушек … фашистским танкам.

13. «Закончи предложения»

9 Мая – …

Все поздравляют ветеранов с …

В этот день ветеранам дарят …

Люди идут возлагать цветы к …

У Вечного огня уже лежит много …

На Красной площади проходит …

14. Упражнение на развитие речевого слуха. Игра «Что лишнее?».

1. Войн, воинский, воет, война.

2. Рана, раненый, охрана, ранение.

3. Генерал, майор, автомат, полковник.

4. Снайпер, сапёр, танкист, артист.

15. Работаем со счетными палочками:

ЭТО ИНТЕРЕСНО!


Тема недели: «Насекомые» (27-30 апреля). 

  • Наблюдения за насекомыми.
  1. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе (у нас в мае). Прочитайте стихотворение.
  2. Насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Учить различать несколько видов бабочек (капустница, ). У бабочек очень красивый узор на крылышках – один из самых красивых, среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать. Объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.

Приговорка: Бабочка-коробочка,

                      Полети на облачко,

                      Там твои детки –

                      На березовой ветке.

Загадка: Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.       (Бабочка)

  • Наблюдение за дождевым червяком.

Выяснить, кто из ребят видел этих обитателей почвы раньше. Где это было? Почему черви называются дождевыми? Когда легче всего можно их обнаружить? Обратить внимание детей на то, что эти подземные жители чаще всего вылезают из своих норок во время дождя. Вода заполняет их норки, и им не хватает воздуха. Предложить ребятам собирать всех дождевых червяков, которые оказались на пешеходной дорожке, и переносить их в безопасное место: на клумбу, под дерево, на огород. Обсудить, зачем нужно это делать. Что бы могли сказать детям эти животные, если бы умели говорить?

Стихотворение О.Г.Зыковой «Дождевой червяк»:

     Очень он трудолюбивый, без работы не сидит,

     Землю всю послушным телом, он без устали рыхлит.

     – Это нужно нам самим, эту землю мы едим. –

     Оторвавшись от работы, дождевой сказал червяк. –

     Я земле родной не враг.

Загадка: Мой хвост не отличишь от головы.

                Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

  • Как передвигаются насекомые?  (Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, и бегать).  Чем питаются насекомые?  (зеленые листья, созревшими плодами, опавшими листьями, корой деревьев, другими насекомыми, цветочной пыльцой). Как насекомые спасаются от врагов? (природа дарит им защитную окраску, некоторым отпугивающую окраску, у многих есть острое жало).​​​​

Стихотворение

Когда в душистом сосняке, присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг – ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей, спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек, пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела. Все заняты, у всех дела!

Мой друг! Внимательно вглядись, волшебную увидишь жизнь!

  • Аппликации по теме

  • Литература для чтения по теме
  1. К.И.Чуковский «Тараканище», «Муха – Цокотуха»
  2. В.Берестов «Честное гусеничное»
  3. В.Бианки «Как муравьишко домой спешил»
  4. И.Крылов «Стрекоза и муравей» и др.
  • Смотрим мультфильмы

Пчелка Майя -https://tlum.ru/multfilms/353-pcelka-maja-maya/

Лунтик -https://tlum.ru/multfilms/128-luntik/

Букашки. Приключения в долине муравьёв -https://www.youtube.com/watch?v=2j8kIh8lK_Q

Путешествие муравья -https://youtu.be/MM08FxRz16Q

  • Слушаем музыку

Полет шмеля- https://youtu.be/S1084v0VxcM

  • Это интересно!


Тема недели: «Первые весенние цветы» (20-24 апреля). 

  • Начнем с простых весенних игр и экспериментов для детей

1. Поставьте в стаканчик с водой большую луковицу и наблюдайте, как она прорастает.

2. Посадите на окошке рассаду овощей.

3. Вырастите из луковицы тюльпаны, гиацинты.

4. Поставьте в воду ветку с почками, наблюдать, как появляются листочки.

5. Понаблюдайте, как раскрываются почки на деревьях.

6. Найдите первую мать-и-мачеху.

7. Порисуйте цветы мелками на асфальте.

8. "Вырастите" пластилиновые или бумажные листочки на нарисованных на бумаге деревьях.

9. Найдите бумажные цветы под "снегом" из манки.

  • Вместе с ребенком рассмотрите картинки с изображениями мать-и-мачехи, подснежника, мимозы., крокуса.  Научите его произносить названия этих цветов. Объясните, что это — первые весенние цветы. 

             

  • Выразительно прочтите стихотворение. Выучите с ребенком его. Обратите внимание, чтобы он говорил ясно и четко.

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным,

Как привет капели звонкой.

Называется подснежник.

  • Покажите ребенку стебли, листья, лепестки у цветов.

Помогите ему запомнить эти слова. Пусть он показывает эти части растений и называет их по картинке. Задайте ему следующие вопросы: «Я забыла, где стебель у подснежника. Покажи мне его. Я сомневаюсь, где у подснежника листья. Покажи их, пожалуйста. А теперь покажи, где лепестки у мать-и-мачехи?». (Мимоза Крокус Пролесок Подснежник)

  • Назови цветы, которые весной появляются первыми. Как, ты думаешь, почему их называют первоцветами?
  • Математическое развитие

1. Три ромашки – желтоглазки

    Два веселых василька

    Подарили маме дети

    Сколько же цветов в букете? (пять)

              2. У этого цветка Четыре лепестка

                  А сколько лепестков

                  У двух таких цветков? (восемь)

                                                         3. Пять цветочков у Наташи

                                                             И еще два дал ей Саша,

                                                             Кто тут может сосчитать

                                                             Сколько будет два и пять? (семь)

  • Слушаем музыку

«Вальс цветов» П.И.Чайковский  https://music.yandex.ru/album/1025670/track/9641075?play=1&from=serp_autoplay

Песня про подснежник: https://mp3spy.ru/music/детскаая+песенка+проподснежники/

Смотрим мульфильм - «Паровозик из Ромашкова»  https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4036917751121939977&text=мультфильм%20паровозик%20из%20ромашково%20смотреть&path=wizard&parent-reqid=1587226143036646-778447675925739534000173-production-app-host-man-web-yp-6&redircnt=1587226192.1

  • Упражнение "Посчитай до 5-ти" - согласование числительных с существительными.

Один подснежник, 2 …, 3 …, …

Одна мимоза, 2 …, 3 …, …

Один крокус, 2 …, 3 …, …\

  • Упражнение "Один - много" - употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один крокус – много ……

Один пролесок – много …

Один подснежник – много …

Одна мимоза- много …

  • Упражнение «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-  Подснежник, назови ласково. – Подснежничек

- Мимоза….,

  • Выполни пальчиковую гимнастику:

Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Помахать руками перед собой)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы)

Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол)

  • Любимое занятие детей – раскраски по номерам

  • Логопед советует:

  • Это интересно:


Тема недели: «Весна» (13-17 апреля).   

Педагоги рекомендуют: